«Футбольная Москва», 2017
ЛЮДИ ФУТБОЛА. Юрий Прожога
— Юрий Анатольевич, понимаю, что человек Вы разносторонний и запросто сможете поддержать беседу о чём угодно вообще, но у нас довольно узкая специализация, мы пишем о футболе, отсюда и первый вопрос: за кого болеете?
— Стараюсь сильно не болеть, «боление» делает человека слепым и необъективным, слежу скорее за отдельной интригой, футболистом, тренером.
— Какая интрига наиболее всего занимала Вас в уходящем сезоне?
— В этом сезоне пристально следил за АПЛ и РФПЛ. В первом случае была вероятность Тоттенхэму с такой прекрасной игрой выбраться наверх, во втором — было интересно как со своими задачами справятся румынский и итальянский тренеры.
— За футболом Вы следите довольно давно, поколения сменяют друг друга, меняется и сама игра, есть что-то, что в современном футболе Вас раздражает?
— Заметил, что в современном футболе игроки начинают перетягивать одеяло с тренера на себя. Уважение к Тренеру теряется. С ним, с тренером, можно не разговаривать, или разговаривать сквозь зубы, можно не пожимать руку при замене, можно ставить ультиматумы. Это касается и команд. Вспомните, как «Челси» сливало Моуринью, выходили и топтались на поле. Его «ушли» и игра наладилась. «Лестер» в этом году вёл себя похожим способом.
— Нельзя не согласиться. Российских примеров тоже достаточно на этот счёт. Когда Вы последний раз были на стадионе, что это был за матч?
— Давно, в сезоне 13/14 был на домашнем матче «Локомотива». Помню с московскими динамовцами 1:0 сыграли.

— Почему, как Вам кажется, упала посещаемость в российском футболе? Что отпугивает зрителя?
— Околофутбола в России больше, чем непосредственно футбола. Смысла ходить нет. В сезоне пара матчей интересных. Всё остальное: унылая игра средних футболистов на плохих полях при «непонятном» судействе. На стадионах — ноль комфорта. А газон на «Крестовском» за 40 миллиардов сейчас стал притчей во языцех.

— Вам, насколько я знаю, не чужд и дворовый «ногомяч», наверняка, немало времени провели во дворе. У мальчишек принято брать себе имена известных футболистов, которыми они восхищаются и себя с ними ассоциировать. Кем на поле был юный Юрий Прожога?
— До сих пор играю с пацанами летом. Десть лет назад они были детско-юношеским дворовым клубом «Тобольчик», теперь институты заканчивают. Большинство на тренировки приходило в синей форме, дань «Челси», был «арсеналец» и «манюнайтовец». Я единственный в мыслях был испанец — Рауль из «Реал Мадрида».
— Было бы совсем странно не поговорить с Вами о творчестве, тем более что вся наша небольшая редакция следит за вашими работами. Меня в частности интересует вот какой вопрос: насколько важна атмосфера в процессе работы? День? Ночь? Музыка? Каковы обязательные атрибуты творческого процесса?
— Атмосфера, не важна, совсем. Сочиняется всё на ходу, как говорится «лепится на коленке». Главное, идею схватить за хвост, зафиксировать в скетче, потом можно и развить в любом направлении и технике. Вчера на улице пришла в голову эпохальная идея анонса финала ЛЧ аж в виде трёхкартиночного комикса. Уже начал воплощать, чтобы успеть к этому важному событию.
— Как часто футбольные клубы/игроки/тренеры реагируют на Вашу работу? Выкладывают у себя, отмечают. Был ли какой-то особый случай?
— Рой Джонс в твиттере поблагодарил за рисунок к ДР, Сергей Галицкий — за серию карикатур в поддержку быков, видео-продюсер FIFA заинтересовался творчеством. Александр Тарханов, конечно же, всё про «Урал» забирает на стену. Но, по большому счету, статистики социалок нет, не веду.

— Ваша творческая деятельность футболом не ограничивается, тематика Ваших работ довольно обширна, но есть ли какие-то идеологические ограничения? За какую работу вы бы не взялись принципиально? Были ли такие случаи?
— Очень бережно отношусь к зрителю. Редко применяю сатиру, больше — юмор в виде карикатур, ситкомов, метафор. Политика и религия — вне зоны моего внимания. Слишком много копий об них ломается у людей.
— Вопрос банальный, но от этого не менее важный. Какова ваша мечта? Чего бы хотелось достичь в профессии ?
— Научиться рисовать) Чем больше рисую, тем больше убеждаюсь, что ничего не могу. Хочется достичь уверенности, что вот очередной рисунок стопроцентно получится. Сейчас такой уверенности нет. Постоянно сомневаюсь во всём.
— Мы пишем о футболе в столице. В конце каждого интервью задаём свой традиционный вопрос: Что такое для Вас футбольная Москва? И каждый собеседник в силу своего понимания/восприятия отвечает на этот вопрос (имена,команды,места,эпохи или ещё что-то).
— Для меня футбольная Москва ассоциируется сейчас с новыми стадионами: «Лужники», «Открытие Арена - Спартак», «ВТБ Арена -Динамо», «Арена ЦСКА» на Третьей Песчаной улице. Хочу их отразить в своих рисунках перед приближающимся ЧМ-2018 в России, и, конечно же, побывать на них.
Паблик
«Футбольная Москва» | «Футбол Москвы»
29 мая 2017
«Тосно», 2016
Интервью пресс-службе ФК «Тосно»
Практически после каждой игры «Тосно» мы в социальных сетях выкладываем карикатуру по мотивам прошедшего матча. Автором этих работ является Юрий Прожога, который симпатизирует нашему клубу и согласился ответить на несколько вопросов.
— Юрий, расскажите о том, как вы стали художником-карикатуристом?
— Рисовать начал еще в советское время, неожиданно обнаружив неизведанный пласт мировой карикатуры в читальном зале областной библиотеки. Там я брал посмотреть Szpilki (Польша), Eulenspiegel и Für Dich (ГДР), Dikobraz (Чехословакия), Ludas Matyi (Венгерия), болгарские журналы, югославские, всё что было. А то, как рисовали для французской газеты L'Humanité совсем сносило крышу, нас так в художке не учили. В «Крокодиле» тоже работали гениальные художники, но они поддерживали, как говорится, «линию партии», хотелось других линий. А мои первые карикатуры про каратэ опубликовал журнал «Спортивная жизнь России» в начале 80-х.
— У вас очень широкий список видов спорта, которые вы «рисуете». Вы интересуетесь всеми видами спорта или какая-то есть какая-то избирательность?
— Я всю жизнь занимался околоспортом (культуризм по молодости, легкая атлетика, «охота на лис», самбо, каратэ-до, баскетбол, дворовый футбол), поэтому держу себя в курсе спортивной жизни мира. Также слежу за профессиональным боксом, ММА, американским футболом. Но, соккер — на первом месте. Соккер, или по-нашему — футбол, это параллельная жизнь со своими войной и миром. метафизикой и диалектикой, формой и содержанием.

— Хотели бы вы познакомиться с Омаром Момани и сделать совместную работу?
— Момани — уникум, светоч в своём деле, подвижник, ставший уже некой графической истиной. Я не стОю его обломанного карандаша. И, думаю, мы с ним не совпадаем по ритму и времени концептуально и графически. Он воспитан на комиксах, на рисунках Питера Бэджа, на жёсткой линии, контуре. Я воспитан на детских книжках с иллюстрациями Конашевича, Васнецова, Чарушина, Чижикова, на живой живописной линии. Это другой ритм. Но с комиксами постепенно начинаю знакомиться, вглядываться. Это бездонный мир.
— У вас много рисунков о крупнейших футбольных лигах мира. А тут вдруг ФНЛ и Тосно. Почему?
— Давно слежу за ФНЛ, скорее, за героями места, за андердогами, выходящими вверх. Просто так из низшего в высший не попасть, нужно еще что-то. Вот это «что-то» и цепляет. Образно говоря, там, в первом дивизионе, зарождается шторм высшей лиги. Кстати, первый рисунок про ФК «Тосно» нарисовал в ноябре 2014-го перед матчем Динамо (Санкт-Петербург) - Тосно. Хотелось показать читателям блога на sports.ru что «Зенит» не единственный ленинградский клуб, достойный внимания.

— Следить интересно за первой лигой? В чем по-вашему отличие низших лиг от более освещаемых высших?
— Ну, это, зачастую, как отличаются домашний кот от дворового, который ищет пищу. Первые дивизионы более бескомпромиссные, там меньше полутонов, больше мотивации и больше непоказной жёсткости. Посмотрите матчи Ла Сегунды, порой волосы дыбом встают от напряжения. Команды заряжены по-иному, могут происходить удивительные вещи, например, вышедший из Сегунды «Эркулес» громит «Барселону» 2-0 на Камп Ноу в Национальный день Каталонии. Такие матчи заряжают больше, чем Эль Классико и становятся историей.Это очевидное. А неочевидное заключено во фразу «И последние станут первыми».
— Как вы придумываете свои идеи для рисунков? Есть определенный механизм или каждый случай индивидуален?
— Идеи не придумываю, идеи носятся в воздухе. Они как рой пчёл налетают и начинают кружиться и жалить. Но бывает залетит одна полудохлая пчела, потычется и улетит ни с чем.
— Насколько сейчас развито направление карикатур? Востребован труд карикатуристов?
— Да, всегда востребован. Раньше являлся исключительно жанром публицистическим (газетно-журнальным), сегодня перекочевал в интернет-пространство: блоги, сайты, новостные ресурсы, соцсети. Картинки выгодно выделяются на фоне бесконечного ряда типовых фотографий. Плюс юмор. Он всегда в цене.
— У любого художника есть своя самая любимая работа. Какая у вас?
— Моя любимая работа называется «Футбольная фауна». Я её постоянно дополняю и переделываю. Она состоит из животных, коней, медведей, быков, кенгуру, птиц, рыб, драконов, львов и другой живности, извлеченных из эмблем футбольных клубов мира.


Сейчас создаю аналогичную «Футбольную флору». Ваши ёлочки там будут обязательно.
— Давайте отвлечемся от вашей профессиональной деятельности. Какие у вас еще увлечения?
— Всё банально: читать, смотреть и слушать. Читаю спортивные мемуары, благо — сын переводчик, постоянно подкидывает новые неизданные переводы спортсменов и тренеров. Смотрю по несколько сотен фильмов в год из мирового классического репертуара. Слушаю оперу и симфоническую музыку (Вагнер, Шостакович, Малер), это чтобы жизнь мёдом не казалась. Нужно загружать свой мозговой компьютер по максимуму, он отплатит добром.
— Какое по вашему мнению самое яркое событие, связанное с ФК «Тосно» произошло в 2016 году?
— Самое яркое событие — работа Дмитрия Парфёнова. Видно невооружённым глазом тренерское присутствие в действиях команды и всех игроков в отдельности.Кстати, большинство мячей забивалось во втором тайме, это явный настрой на победу. Да и забивать могут все, не забьёт Заболотный, значит, забьёт Марков, не забьёт он — забьёт Тетрашвили, Палиенко, Кутьин, или Кириенко, Чхапелия, Ильин и так далее. А из игр я бы отметил кубковую: Тосно 3 - 2 Динамо Москва, там пришлось поволноваться.

— Наши болельщики, судя по откликам в социальных сетях, очень ждут ваши работы. Будете их радовать в 2017 году?
— Главное, чтобы радовала команда, а рисунки приложатся!
— Ваши пожелания клубу и болельщикам.
— Моё пожелание болельщикам — ходить на игры, быть всегда с командой, команда это чувствует спинным мозгом. А моё пожелание клубу и так понятно без слов, все этого ждём.

Пресс-служба «Тосно»
11 декабря 2016
Пол-года спустя. Рисунок-поздравление команде «Тосно», вышедшей в РФПЛ

«Челябинский рабочий», 2013
Отметины для Бога, или Искусство и его инфузориятуфельковость
Вот уже много лет по велению фамилии он «прожигает» жизнь дизайном.

Юрий Прожога немногословен и крайне редко дает интервью. Для него комфортнее и гармоничнее быть в творческом процессе наедине с собой. Он создает сайты, оформляет книги, рисует карикатуры, пишет картины, снимает фоторепортажи, участвует в выставках. Член двух творческих союзов России, объединяющих фотохудожников и журналистов. Но парадокс состоит в том, что Юрий не считает себя никем из них.
Виною тому, может, врожденная скромность, а может, философский склад ума. Бесспорно одно: мой собеседник — личность творческая и многогранная. Наш разговор сегодня об изобразительном искусстве, которое переживает непростые времена.
Вердикт «Религиометра»
— Во сколько лет вы осознали себя карикатуристом?
— Еще в детстве одноклассники выпрашивали мои рисунки. Но осознание еще не пришло. Я не карикатурист ни в коем случае! Я кто-то другой.

— Тщетно отпираться. Ваши работы в этом жанре есть и в книгах, и в Интернете, в частности, на авторском сайте. Впрочем... посмотрим шире. В чем предназначение художника, на ваш взгляд? Какова цель творчества?
— Мне нравится такое определение: «Человек с предназначением художника обладает врожденной способностью гармонизировать окружающее его пространство, приводя его в соответствие с образами духовного мира». Но иногда в голову приходят слова Меламида: «Все искусство, начиная от Джефа Кунса и кончая Кинкейдом, — одна из религиозных систем, и несчастные, которые потеряли веру в Бога, начинают поклоняться этой чепухе, искусству». Если объединить эти мысли, получится, что у художника одна цель: созидай молясь.

— А в жизни какой философией руководствуетесь?
— Прошел на днях тест «Религиометр» и с удивлением обнаружил, что на 73 процента я буддист. Теперь мне понятна тяга к японскому языку и восточным единоборствам. Одним словом, моя жизненная философия — медитация.
— Что противопоказано художнику?
— Пить алкоголь, ругаться матом, убивать ближнего своего...
— Бродский утверждал, что к иронии прибегают из трусости. Будучи карикатуристом, вы согласны с этим утверждением?
— Известное стихотворение Бродского «Представление» насквозь пронизано иронией:
Это — кошка, это — мышка.
Это — лагерь, это — вышка.
Но Бродский трусом не был. Он имел в виду то, что иронии тут недостаточно. За свои «тараканьи усища» Осип Мандельштам заплатил жизнью. Если социальный карикатурист боится власти, то он не рисует. Значит, его нет вовсе.

— Вам нравятся собственные рисунки, созданные много лет назад?
— Один из ста. Может, еще один... И, пожалуй, все.
— Что правильнее: любить себя в творчестве или критически относиться ко всему, что делаешь?
— Критика — лучший друг. Но, по большому счету, и то, и другое не помешает, если ты хороший художник.
Самодостаточность в карманах
— Как думаете: карикатура определяет время или есть иные критерии?
— Вспомним историю. Карикатура в первый раз была применена как средство борьбы с врагом. Мартин Лютер создал серию «Папство». Во времена Тридцатилетней религиозной войны между католиками и протестантами карикатура особенно ожесточилась. В период Французской революции — тоже. После прихода к власти Наполеона она вновь попала под запрет. В России все началось с лубка. Потом Петр I предписал установить контроль за картинками, высмеивающими лица царствующего дома. А жестокая цензура при Николае I окончательно убила сатирическую остроту. Период расцвета русской карикатуры приходится на эпоху Александровских реформ. При Сталине она вновь утратила свои позиции. Первые годы перестройки ее воскресили. В общем, время определяет, какой быть карикатуре и быть ли ей вообще. Нынче попробуйте нарисовать что-нибудь «поперечное»...
— Попробуйте вы.
— Легко! Прямо сейчас могу. Потом вместе посмеемся. Только... по разные стороны забора.

— Понятие «провинциальность искусства» имеет сегодня место?
— Для меня провинциальность искусства начинается тогда, когда в Российской академии искусства живописи учат китайцев, а преподает им кореец.
— В артсреде есть мнение, что истинный художник не ищет взаимодействия с людьми, он самодостаточен...
— А как люди догадаются, что он художник? Художник не дурак, ему нужны слава и деньги. Ему нужно светиться, где только можно. Самодостаточность его должна вываливаться из карманов! Ему больше нечем зарабатывать.
— Удивительный ответ, особенно если учесть, что на это интервью я уговаривала вас более двух лет... А как определить, эволюционирует художник или наоборот?
— Если вслед за формой возникает образ, значит, художник эволюционирует. Он должен иметь внутренний культурный запас, книжки читать, желательно классику. Иначе как же ему эволюционировать? Но, с другой стороны, прочитай сто лучших книг — и у тебя изменится сознание. Наверняка профессию сменишь.
— Прежде чем взяться за карандаш, ждете вдохновения или ритм жизни не позволяет этого делать?
— Вдохновение всегда со мной. Вдохновение — это желание творить. А ритма жизни я не чувствую. У меня на мониторе все тихо, спокойно, пасторально. Полянка, солнышко...

Меня тоже укусили...
— Что происходит сегодня с изобразительным искусством? Поставьте диагноз.
— Трудно оценить всю картину происходящего, настолько всего много. Но основные мысли таковы: размытость, массовость, рыночность, мелкота и деструктивность. Все рисуют картинки, пишут тексты, но никто не делает Искусство, не создает Литературу. Первое, что бросается в глаза, это разрыв с классикой, с академизмом. Сейчас трудно найти человека, умеющего писать академические портреты. Среди тысяч членов Союза художников едва ли наберется десяток таких. Потеряно базовое мастерство. Второе — это мутный посыл «к зрителю», как я его называю. То есть настолько сложна мысль в работе автора, что ее никто, даже сам автор не способен расшифровать. Потеряна конкретность мышления. Соглашусь с Мерабом Мамардашвили, который говорил: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно».
И с Кантом — «у человека обширнее всего сфера смутных представлений».
Третье — это легковесность искусства, его несерьезность, банальность, инфузориятуфельковость. Показательный пример — фототворчество. Сейчас в мире миллиарды доморощенных фотохудожников снимают триллионы одинаковых фотографий. Собственно, фотоискусство этой массовостью себя само убило. То же самое и в литературе. Миллионы блогеров решили, что они писатели. Нас окружают зомби от искусства, которые тянут к нам свои ручонки, пытаясь заразить. Здоровых все меньше. Оглянитесь: вон опять кому-то голову снесло...
— А себе можете поставить диагноз?
— Я здоров... был до недавнего времени. Но тоже уже укусили. Я полузомби — ничего не понимаю в современном искусстве.

— Что посоветуете бездарностям?
— На свет никто бездарностью не появляется. Бездарностью становятся с годами, когда забывается текст последней тобою прочитанной книжки. Если в голове перестают рождаться фантазии, значит, там стало пусто. Значит, дар утрачен.
— Дождемся ли нового Ренессанса? Нужен ли он человечеству?
— Ренессанс наступит, когда люди начнут мыслить глобально. Сейчас они мыслят мелкими категориями. Ренессанс, конечно, нужен. Только он дает возможность почувствовать, что по-настоящему красиво, а что безобразно. Ренессанс — это отметины в культурной истории, проставляемые человечеством для Бога. Вот, мол, смотри, не зря Ты нас создал.

Татьяна Строганова.
Специально для Медиазавода.
Январь 2013
.
SPORTS.RU, 2014
Правила жизни лучшего футбольного художника России
Ёу.
Сегодня мы еще раз напомним вам о том, что у нас на сайте ведет свой блог футбольный художник Юрий Прожога. Это мы его называем лучшим, потому что не видим вокруг никого лучше прямосейчас. Вы можете подсказать.
Сам себя Юрий не называет и художником, так что не обвиняйте его ни в чем, всю вину я беру на себя.
Чтобы вы лучше узнали его (ведь вы уже подписаны на блог и каждый день видите картинки), мы из разных его интервью собрали правила жизни.
Про жизнь.
Много времени в молодости потрачено впустую и на пустое. Сейчас пытаюсь наверстать.
Веб-дизайн это не каратэ, где количество перерастает в качество. Тут главное не попасть в серию, не нивелироваться.
Мой тренер по каратэ Сергей Александрович Сокольский, являясь к тому же мастером и тренером по нейро-лингвистическому программированию и психологом высшей категории, открыл мне доселе неизведанный мир. Собственно, в психологии всё просто: если вы считаете, что вам что-то по силам — вы правы. А если вы считаете, что это вам не под силу, то вы тоже правы. Если я считаю, что выучу испанский за полгода — значит выучу.
Достижения какие-то есть, нужно в памяти покопаться. Вот тут на днях закончил трех-годичное обучение испанскому языку в языковой школе. Это чтобы футбольные тексты с Marca.com читать в оригинале. Не шучу, правда. ¡Es verdad!
Между семьей и творчеством я выбираю семью, а между истиной и другом я выбираю друга.
Про Курган.
У нас очень красивый центр. А вокруг центра уже помойки под ногами. Но это моя помойка. А у меня во дворе второй год на трубе живут люди. Труба теплая. Они там оборудовали лежаки, едят, спят, гадят, и зимой, и ночью. Словом, «Мусорный ветер» Андрея Платонова наяву.
Про рисунки.
Я стараюсь рисовать свои карикатуры как можно мягче, чтобы никого не обидеть. Современный человек очень раним, в силу отсутствия душевного равновесия.
Мне нравится рисовать для блога картинки-однодневки. Они — как бабочки, поживут день, помашут крыльями и умирают. Иногда я запускаю целый рой, иногда полудохлую. Но на завтра всегда должна родиться новая бабочка.
Мне нравятся: француз Жан-Жак Семпе и американец Билл Плимптон. У одного учусь видеть свет, у другого — минималистичными средствами доносить идею. Что касается футбольных карикатур, то тут знамя несёт иорданец Омар Момани, поскольку его юмор универсален и понимаем человеком любой национальности и с любым уровнем образования.
Если вслед за формой возникает образ, значит, художник эволюционирует. Он должен иметь внутренний культурный запас, книжки читать, желательно классику. Иначе как же ему эволюционировать?
Все рисуют картинки, пишут тексты, но никто не делает Искусство, не создает Литературу. Сейчас трудно найти человека, умеющего писать академические портреты. Потеряно базовое мастерство.
Второе – это мутный посыл «к зрителю», как я его называю. То есть настолько сложна мысль в работе автора, что ее никто, даже сам автор не способен расшифровать.
Сейчас в мире миллиарды доморощенных фотохудожников снимают триллионы одинаковых фотографий. Собственно, фотоискусство этой массовостью себя само убило. То же самое и в литературе. Миллионы блогеров решили, что они писатели. Нас окружают зомби от искусства, которые тянут к нам свои ручонки, пытаясь заразить. Здоровых все меньше. Оглянитесь: вон опять кому-то голову снесло…
Талант для человека – норма. Бесталанных не встречал. Ленивых много. Нужно покопаться в себе, поискать, час, год, может, всю жизнь, но где-то он закопан, откопается всё равно.
Ничего не понимаю в современном искусстве.
Про футбол.
Болею за «Шахтёр» (Донецк) и «Томь» — родная кровь по отцу и по матери, и за «Локомотив» и «Челси», потому что сын за них болеет. Каждый отец должен идти по стопам своего сына.
Автор Сергей Гилёв,
2014